Проект «Перекресток семи дорог»

Руководитель проекта: заведующая структурным подразделением Метеор-2 Диронова А.П.

Целевая аудитория: дети и подростки из групп социального риска, молодежь в возрасте от 18 до 30 (волонтеры проекта).

Срок реализации проекта: 2017 – 2020 гг.

          ЗА! ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!

Актуальность проекта

В настоящее время в Санкт-Петербурге заметно изменилась внешне наблюдаемая сторона безнадзорности и беспризорности детей и подростков, особенно в сравнении с началом 90-х годов прошлого столетия, когда феномен «детей улиц» являлся следствием комплекса социально-экономических, политических и культурных проблем, спутником бедности и потери смысла жизни у миллионов людей, показателем аномии в обществе.

Сегодня в Санкт-Петербурге практически не встретишь на улицах, в общественных местах, городском транспорте, ребенка, в открытую занимающегося попрошайничеством. Это стало достаточно редким явлением. Дети, подрабатывающие на проезжей части улиц (мойка стекол автомобилей, продажа водителям мелких товаров и т. п.), в настоящее время, в Санкт-Петербурге, также практически не встречаются. Тем не менее, это не означает исчезновения самой проблемы, она просто приобрела другие формы и ушла в менее приметные зоны.

Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, в семьях, находящихся на грани развода, и там, где родители ведут асоциальный образ жизни. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Стоит отметить и тот факт, что сегодня в нашей стране немало семей, в которых нарушены психологические связи между ребёнком и родителями. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье. Нередко причиной девиантного поведения подростка является неблагополучная ситуация в семье. Чаще всего это происходит в неполных семьях. К сожалению, имеет место и жестокое обращение с ребенком в семье, алкоголизм родителей, наркотическая зависимость.

Сегодня в нашей стране идет процесс совершенствования cистемы профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия, вырабатываются механизмы межведомственного взаимодействия. Проект «Перекресток семи дорог», реализуемый в рамках программы «ВзаимоДействие» разработан с целью построить такую систему профилактической деятельности, которая будет способствовать социальной адаптации и формированию социальных навыков подростков из групп социального риска, ориентировать их на развитие самостоятельного мышления, на самовоспитание, выработку системы нравственных ценностей, идеалов и навыков культуры здорового образа жизни, прививать стойкий иммунитет к негативным влияниям окружающей их домашней среды.

Проект «Перекресток семи дорог» реализуется в рамках социального партнерства органов государственной власти, местного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций и является четко скоординированным планом действий, по реализации поставленных задач.

В реализации проекта задействованы в качестве партнеров социальные организации и учреждения, работающие на территории Петроградского района.

Направления деятельности

  • вовлечение подростков из групп социального риска в социально-культурную жизнь ПМК «Метеор – 2» и ПМК «Радуга»;
  • мотивация к занятиям цирковыми видами искусства;
  • организации полезного досуга;
  • формирование культуры здорового образа жизни,
  • формирование правовой культуры, профилактика правонарушений.
  • социально-психологическая поддержка подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • содействие в получении образования детьми и подростками из групп социального риска.

Цель проекта

Социальное партнерство органов государственной власти, местного самоуправления и социально – ориентированных некоммерческих организаций с целью создания единого воспитательного пространства, обеспечивающего условия для социальной адаптации и развития личности подростков из групп социального риска в сочетании методов социальной работы, цирковой педагогики, волонтерской деятельности.

Задачи проекта

  • Сформировать взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций с целью комплексной системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
  • Вовлекать подростков из групп социального риска в социальную практику и волонтерскую деятельность.
  • Содействовать формированию целевых установок на ведение здорового образа жизни.
  • Вовлекать подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, к занятиям цирковыми видами искусства и участию в качестве добровольцев в культурно-массовых, профилактических, и досуговых мероприятиях клубов.
  • Организовать выступления детей и подростков в социальных учреждениях и организациях города.
  • Организовать участие подростков на фестивалях в России и международных фестивалях.
  • Организовать летний и зимний отдых подростков в России и за рубежом.
  • Оказывать юридическую, социальную и психологическую помощь подросткам и их семьям.
  • Стимулировать регулярное посещение подростками школы.
  • Организовать занятия по восполнению пробелов в образовании.
  • Разрабатывать и внедрять инновационные формы и направления работы по реализации комплекса социальных услуг для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Целевая аудитория

Дети и подростки из групп социального риска

Молодежь в возрасте от 18 до 30 (волонтеры проекта)

Сроки реализации проекта  2017–2020 гг.

Краткое описание проекта

Социально-психологическая поддержка детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Проект будет способствовать социальной адаптации и формированию социальных навыков детей и подростков, способствовать созданию условий, адекватных для проживания ребенка в своей семье.

Проект социальной помощи подросткам и их семьям основан на принципе уважения к каждому ребенку и его семье и предполагает индивидуальный подход в работе с ними. Социальный работник (сотрудник партнерской организации или специалист по социальной работе ПМК «Метеор – 2») устанавливает доверительные отношения с семьей, помогает определять актуальные проблемы и находить наиболее эффективные способы их решения. Социальная помощь осуществляется по индивидуальному плану, составленному с учетом трудностей, особенностей и возможностей конкретного ребенка и его семьи, с согласия ребенка и родителей.

Виды помощи:

  • обеспечение первичных потребностей ребенка: в зависимости от ситуации в семье это может быть помощь в организации питания, обеспечение необходимой одеждой, предметами личной гигиены, школьными принадлежностями;
  • помощь семье в решении социально-бытовых вопросов;
  • помощь в оформлении необходимых документов. Социальный работник (сотрудник партнерской организации или специалист по социальной работе ПМК «Метеор – 2») помогает родителям в оформлении или восстановлении документов, необходимых для получения денежных пособий и льгот, трудоустройства, устройства детей в школы, получения медицинской и социальной помощи;
  • помощь ребенку и родителям во взаимодействии с социальными, медицинскими, образовательными учреждениями;
  • развитие социальных навыков ребенка, необходимых для самостоятельного решения проблем и адекватного взаимодействия с окружающими;
  • создание условий для восстановления утерянных семейных связей, налаживание внутрисемейных отношений;
  • помощь ребенку во взаимодействии с родителями, помощь семье в разрешении конфликтов;
  • психологическая помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Психологическая работа с подростком включает в себя:

  • установление доверительного контакта, основанного на принятии и безусловной поддержке ребенка;
  • помощь в реагировании на негативные эмоции;
  • помощь в преодолении беспомощности и повышение самооценки;
  • помощь во взаимодействии с родителями и в решении конфликтов;
  • помощь в адаптации в школе, в решении возникающих там трудностей и во взаимодействии с учителями и сверстниками;
  • развитие социальных навыков (навыков общения);
  • помощь в преодолении эмоциональных проблем;
  • отдельное внимание уделяется помощи в актуальных для ребенка поведенческих проблемах.

Цирк и сценическое искусство

Занятие детей и подростков из групп социального риска цирковыми видами искусства создаст для них альтернативу уличному образу жизни, повысит их самооценку, и поможет в преодолении неуверенности в себе и чувств неполноценности.

Цирковое искусство позволяет каждому ребенку так или иначе проявить свои способности, влечет яркостью, разнообразием и возможностью увидеть конкретный результат своих усилий.

В рамках проекта регулярно будут проходить:

  • занятия по акробатике, жонглированию, гимнастике, современному танцу, актерскому мастерству;
  • постановка цирковых номеров и спектаклей, в которых сочетаются драматическое искусство, акробатика, жонглирование, современный танец и пантомима;
  • выступления: на концертных и уличных площадках, в детских домах, приютах, школах, в других благотворительных и социальных организациях и учреждениях;
  • участие в цирковых и театральных фестивалях в России и за рубежом;
  • участие в благотворительных фестивалях и акциях;
  • проведение детьми-артистами цирковых мастер-классов для детей в детских домах, специализированных школах, реабилитационных центрах, приютах, других детских организациях;
  • сотрудничество с другими творческими проектами и коллективами;
  • проведение выступлений и праздников для родителей и семей детей-артистов;
  • проведение мастер-классов по театральным и цирковым дисциплинам для детей-артистов.

Содействие в получении образования, детям и подросткам из групп социального риска 

Содействие в получении подростками среднего и профессионального образования, улучшение школьной адаптации – важная часть проекта.

Большая часть детей из групп социального риска испытывают трудности в освоении школьной программы, дефицит адекватной поддержки в развитии, часто или продолжительно прогуливают школу. Многие дети существенно отстают по школьной программе, обладают пробелами в образовании, в том числе в начальном, лишены стремления к развитию и интереса к образовательному процессу. Со временем у них формируется стойкое негативное отношение к школе и образованию. Родители часто не могут оказать необходимую поддержку в освоении школьной программы, помочь с возникающими в школе трудностями, неэффективно взаимодействуют с образовательными учреждениями. В свою очередь в образовательных учреждениях существует стереотип отношения к детям из неблагополучных семей, их часто направляют в специальные (коррекционные) школы в связи с отсутствием требуемых навыков и помощи со стороны родителей или не уделяют им внимания, считая «безнадежными».

Именно поэтому волонтеры проекта будут проводить следующие мероприятия по устранению пробелов в образовании:

  • проведение групповых занятий, в ходе которых выполняются школьные домашние задания, закрепляются знания по основным школьным предметам;
  • проведение индивидуальных занятий с детьми, испытывающими особые трудности в освоении школьной программы и значительно отстающими по ней;
  • проведение индивидуальных занятий для подготовки к экзаменам или на основании определенных интересов ребенка;
  • поддержание контакта с классными руководителями, учителями и школой (с согласия родителей);
  • поддержание контакта с родителями;
  • содействие в получении дополнительного образования, поступлении в профессиональные/высшие учебные заведения и развитии профессиональных навыков (помощь в организации занятий с репетиторами, в кружках, волонтерской и профессиональной деятельности, помощь в выборе учебного заведения и в подаче документов).

Организация летнего отдыха подростков

В период летних каникул будет организован отдых детей в детском оздоровительном лагере «Петроградец»:

  • организация отдыха на природе, который дети воспринимают как свою летнюю дачу, создание теплой, семейной атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя безопасно и свободно;
  • организация жизни в лагере так, чтобы показать детям альтернативу привычному образу жизни. На примере взрослых, присутствующих в лагере, дети видят, что можно весело и интересно проводить время, не употребляя алкоголь, наслаждаться природой, читать книги, играть в различные игры;
  • создание условий для приобретения и развития социальных навыков у детей и подростков. Присутствующие в лагере психологи обучают детей взаимодействию в группе, конструктивному решению возникающих между ними конфликтов, позитивному взаимодействию со взрослыми.
  • обучение санитарно-гигиеническим нормам. Дети из сложных семей зачастую совсем не умеют заботиться о своей чистоте, своевременно менять одежду, забывают чистить зубы и мыться. В лагере, где все на виду, проще всего привить ребенку эти простые правила;
  • организация здорового отдыха на природе (длительное пребывание на свежем воздухе, купание, прогулки, проведение цирковых тренировок, полноценное питание);
  • расширение кругозора, содействие в получении образования (просмотр развивающих фильмов, чтение книг перед сном, репетиторство по предметам для тех, кому это необходимо)

Нормативные показатели для определения эффективности проекта

Для реализации проекта устанавливаются следующие нормативные показатели.

Количественные показатели:

  • не менее 30 участников проекта (включая не менее 10 волонтеров) в месяц, привлеченных к реализации проекта;
  • не менее 2 партнеров, привлеченных к реализации проекта;
  • не менее 3 мероприятий в рамках проекта в квартал;
  • не менее 45 участников мероприятий в рамках проекта в квартал;
  • не менее 1 освещения в средствах массовой информации и не менее 30 комментариев в социальных сетях о ходе реализации проекта в квартал (сайт ПМК, Facebook, ВКонтакте, Instagram).

Качественные показатели:

  • неимение отрицательных отзывов о ходе реализации проекта;
  • наличие не менее 1 грамоты или благодарности в квартал;
  • наличие не менее 10 положительных отзывов о ходе реализации проекта в социальных сетях в квартал;
  • наличие не менее 1 положительного отзыва о ходе реализации проекта в средствах массовой информации в квартал.

Критерии эффективности проекта

Эффективность проекта оценивается по количественным и качественным показателям.

Количественные показатели:

  • превышение нормативных показателей участников проекта в месяц;
  • превышение нормативных показателей количества партнеров, привлеченных к реализации проекта;
  • превышение нормативных показателей количества мероприятий в квартал;
  • превышение нормативных показателей количества участников мероприятий в рамках проекта;
  • превышение нормативных показателей освещения в средствах массовых информации и социальных сетях хода реализации проекта.

Качественные показатели:

  • отсутствие отрицательных отзывов о ходе реализации проекта;
  • превышение нормативных показателей получения грамот и благодарностей;
  • превышение нормативных показателей наличия положительных комментариев в социальных сетях;
  • превышение нормативных показателей наличия статей в средствах массовой информации;
  • привлечение дополнительных источников финансирования или материальных ресурсов для реализации проекта;
  • разработка и издание полиграфической продукции о проекте и ходе его реализации;
  • участие руководителя проекта в городских и районных мероприятиях;
  • участие руководителя проекта в семинарах по направлениям деятельности проекта;
  • участие руководителя проекта в повышении квалификации.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Социальный эффект проекта состоит в том, что социальное партнерство органов государственной власти, местного самоуправления и социально-ориентированных организаций приведет к качественно новым формам воспитательного воздействия на большую группу детей и подростков из групп социального риска и даст возможность для более полного развития их личности, создаст для этих детей альтернативу уличному образу жизни.

Мероприятия в рамках реализации проекта

№ п/п Мероприятия Проекта Дата проведения
1. Участие в районном цикле профилактических мероприятий для групп социального риска Апрель
2. Участие в антинаркотическом месячнике Апрель
3. Участие в антинаркотическом месячнике Май
4. Антинаркотическая акция «Выбираю жизнь» Сентябрь
5. Занятия цирковыми видами искусства (жонглирование, акробатика, пантомима) Два раза в неделю
6. Занятия по восполнению пробелов в образовательной программе Пять раз в неделю
7. Занятие с психологом Один раз в неделю
8. Мастер-класс по жонглированию Один раз в месяц
9. Выступления в социальных учреждениях города Один раз в месяц
10. Участие в культурно-массовых городских и районных мероприятиях Постоянно
11. Участие в международных фестивалях Один раз в год
12. Участие в городских и районных цирковых фестивалях Постоянно
13. Массовый праздник «Широкая масленица» Февраль
14. Тематический вечер отдыха «День рождения Улицы Мира» Апрель
15. Театрально-цирковое новогоднее шоу «Новогодний серпантин» Декабрь
16. Организация летнего отдыха детей и подростков из групп социального риска в ДОЛ «Петроградец» Июнь – Август

 

Узнал что-то новое? Поделись с миром!